ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование для малышей» является модульной, модифицированной и реализует техническую направленность. Данная программа разработана на основе программ данной направленности: Журавлевой А.И. «Техническое творчество младших школьников», ФГОС ДО (Куцакова Людмила Викторовна), программ «Волшебная мастерская» и «Чудесное превращение бумажного листа» (интернет-ресурс https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал) и программы «Чудеса из бумаги» (Дымант Маргарита Юрьевна). и «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования» с учетом возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ; 6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р); 7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 9.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами. Программа «Начальное техническое моделирование для малышей» посвящена работе с бумагой и с другими материалами. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном и техническом конструировании. Бумага – это материал, который легко формуется, окрашивается, сохраняя при этом эстетический вид. В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Начальное техническое моделирование формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Новизна программы заключается в том, что программа максимально интегрирует самые разные виды и техники художественного, декоративно- прикладного и технического творчества. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью развития навыков работы с бумагой, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям. Таким образом, дети с дошкольного возраста подготовляются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. За период обучения у них формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение. Программа составлена с учетом возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражает основные дидактические принципы. Формы, методы и приемы, используемы в ходе реализации данной программы, подобраны в соответствии с её целью, задачами и способствует эффективной организации образовательного процесса Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность избавить детей от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота изготовления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). •принцип тематического планирования материала (предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (наличие методологической базы и теоретической основы); • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Цель образовательной программы: всестороннее развитие личности ребенка в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой как технического творчества, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению. Задачи: Образовательные : познакомить с разными элементарными свойствами бумаги, картона и их использованием в техническом моделировании; познакомить с инструментами и научить применять их при изготовлении плоскостных и объемных моделей из бумаги; развитие геометрических понятий: треугольник, квадрат, прямоугольник, угол, диагональ; познакомить с техниками работы с бумагой: аппликация, бумагопластика, оригами, развёртки, папье-маше; Познакомить с основными базовыми формами; обучить различным техникам работы с бумагой и картоном: способы применения шаблонов, способы объединения деталей; дать представление о схемах; научить самостоятельно выполнять простые модели и конструкции из бумаги и картона и сюжетные композиции; познакомить с приемами декоративно-художественного оформления моделей. Развивающие : развить образное и пространственное мышление, конструкторские способности, фантазию ребенка; развить аналитическое мышление и самоанализ; развить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность; сформировать художественный вкус; развить интерес к техническому конструированию и моделированию. Воспитательные: заложить основы культуры труда; привить аккуратность, бережное отношение к инструментам и оборудованию, навыки рационального использования материалов; привить навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы; сформировать творческую активность, стремление сделатьсмастерить что-либо своими руками; воспитать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой; предоставить возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в коллективе. Адресат программы. Образовательная программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование» предназначена для обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с постоянным составом. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 108 учебных часов Формы организации образовательного процесса - групповая, индивидуально-групповая. Методы организации занятий: беседа, рассказ педагога, показ педагога, игра, практическая работа. Обучение по данной программе происходит преимущественно в виде практических занятий, на которых обучающиеся изготавливают модели, выполняют творческие работы, проекты. В рамках программы используются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого поделочного материала. Применяются разнообразные техники изготовления поделок: оригами, аппликация, развёртки и папье-маше. Режим занятий. Занятие рассчитано на 3 часа в неделю. Каждый час продолжительность 25 минут и с 10 минутным перерывом между часами. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. К концу обучения дети: соблюдать правила поведения на занятии, правила при работе с ножницами; будут знать виды и свойства бумаги и картона; освоят технические приемы работы с бумагой и картоном; познакомятся со схемами и чертежами моделей; научатся работать ножницами, линейкой, карандашом; научатся складывать геометрические фигуры; научаться работать в разных техниках работы с бумагой; узнают что такое оригами, аппликация; развёртка, папье-маше; узнают и научатся выполнять основные базовые формы; научатся понимать элементарные схемы; научатся выполнять объёмные модели; научатся приемам декоративно-художественного оформления моделей; научатся работать аккуратно, проявлять терпение; овладеют навыками эстетичного оформления творческой работы; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. Результативность Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога за простейшей практической работой обучающегося. Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога за выполнением практического задания. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде выставки работ (фигуры, модели, конструкции). Формы оценки качества знаний – устные опросы, наблюдения педагога за выполнением практического задания. Формы подведения итогов реализации программы. Итоги обучения по данной программе проводятся в форме конкурсов, выставок, мастерклассов. Материально-техническое обеспечение Помещение соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14. Для реализации программы необходимы: Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики. Материалы: бумага белая; бумага цветная односторонняя; бумага цветная двусторонняя; цветные карандаши; набор фломастеров; клей ПВА, канцелярский клей схемы поэтапного складывания картон пластилин Программа рассчитана на внесение изменений, уточнений, дополнений. Программа включает в себя резервные часы - это организационные мероприятия, выставочная деятельность, конкурсы и т.д., в т.ч. карантин. - Учебно-тематический план Начальный уровень № 1.1 1.2 1.3 Модули и темы всего Количество часов теория практика Введение (3 ч) Введение: правила техники безопасности Задачи и структура занятий Знакомство с правилами внутреннего распорядка, 1 1 1 1 Знакомство с содержанием программы, правилами поведения обучающихся. 1 1 1 2. Материалы и инструменты (6 ч) 2.1 Знакомство с материалами и инструментами. 1 2.2 Правила работы с инструментами 1 1 2.3 Знакомство с различными шаблонами и трафаретами. 1 1 1 1 1 1 1 1 Аппликация. Виды аппликации. 1 1 3.2 3.3 3.4 Предметная аппликация Сюжетная аппликация Декоративная аппликация 1 1 1 1 1 1 3.5 Накладная аппликация 1 1 3.6 Плоская аппликация 1 1 3.7 3.8 Обьёмная аппликация Геометрическая аппликация 1 1 1 1 3.9 3.10 3.11 Обрывная аппликация Модульная аппликация Квиллинг 1 1 1 1 1 1 3.12 Мозаика 1 1 2.4 2.5 2.6 Приёмы работы с ними. Приёмы работы с копировальной бумагой Бумага и ее особенности Шаблон, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. 3. Аппликация (12 ч) 3.1 4. Оригами (12 ч) Использование техники оригами/ 1 4.2 Оригами. Рыбки 1 1 4.3 4.4 1 1 1 1 4.5 Птица Цветы Сердечки 1 1 4.6 4.7 Лягушки Собачка 1 1 1 1 4.8 4.9 4.10 Самолётики 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.1 4.11 4.12 Машины Пальчиковые игрушки Полевые цветы Бабочки 1 5. Бумагопластика (12 ч) 5.1. Бумагопластика. Голубь. 1 1 5.2 Корзина цветов 1 1 5.3 Роза 1 1 5.4 Астра 1 1 5.5 Подсолнух 1 1 5.6 5.7 5.8 5.9 Клоун Открытка Сувениры Грибы 1 1 1 1 1 1 1 1 5.10 Птичий двор 1 1 5.11 Коробок 1 1 5.12 Ракета 1 1 6. Конструирование из геометрических фигур (12 ч) 6.1 Конструирование из геометрических фигур.Робот 1 1 6.2 6.3 6.4 Изготовление модели ко Дню космонавтики Вертушка Домик 1 1 1 1 1 1 6.5 Забавные фигурки 1 1 6.6 6.7 Медвежонок 1 1 1 1 1 1 6.8 Мир моих фантазий Паровозик 6.9 Зайка 1 1 6.10 Петушок 1 1 6.11 Технические модели 1 1 6.12 Фантастическая игрушка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7.Элементы художественного конструирования (12 ч) 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11 7.12 Элементы художественного конструирования Техническое конструирование Художественное конструирование Объёмное конструирование Техническое конструирование Конструирование по образцу Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по темам Конструирование по замыслу Конструирование по схемам Конструирование из бумаги Конструирование из строительных материалов 8.Техническое моделирование (18 ч) 8.1 Техническое моделирование макетов 1 1 8.2 технология сгибания бумаги 1 1 8.3 технология складывания бумаги 1 1 8.4 8.5 8.6 8.7 выполнение моделей наземного транспорта Модель танка Модель грузовика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8.8 Модель машины «Скорая» Модель машины «Полиция» 8.9 Модель машины «Пожарная» 1 1 8.10 Модель: машина 1 1 8.11 Модель: поезд 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8.12 8.13 8.14 8.15 8.16 8.17 8.18 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 выполнение моделей воздушного транспорта; Ракета Космический корабль Самолёт Вертолёт Воздушные змеи выполнение моделей водного транспорта Лодка Пароход 9.Папье-маше (6 ч) Техника папье – маше. Конфетница Маширование конфетницы Изготовление конфетницы Сушка изделия Декор красками. 10. Пластилинография (12 ч) 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 10.7 10.8 10.9 10.10 10.11 10.12 Приёмы пластилинографии. Картина шариками из пластилина Картина жгутиками из пластилина Лепка военных машин Лепка военных самолётов Объёмное изображение лепной картины Модульная пластилинография Пластилиновая мозаика Контурная пластилинография Фактурная пластилинография Объёмная машина Пластилиновый дракон 10. Итоговые занятия (3 ч) 11.1 11.2 11.3 Подведение итогов работы Проведение выставки творческих работ Итоговое занятие. Беседа Всего: 108 часов 1 СОДЕРЖАНИЕ Вводное занятие (3 часа) Вводная беседа Безопасность дорожного движения. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. 1. 2. Материалы и инструменты (6 ч) Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Материалы- Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Организация рабочего места. Правила работы с ножницами и с клеем. Правила работы с линейкой и карандашом. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. 3. Аппликация (12 ч) Виды аппликации – по тематике (предметная, сюжетная, декоративная),по форме (объемная, плоская), по цвету: одноцветная, многоцветная. Виды аппликации по материалу: аппликация из бумаги, ткани, природного материала. Технические приемы: модульная аппликация, обрывные аппликации. 4. Оригами (12 ч) Оригами. История возникновения оригами. Виды сгибания, линия сгиба, базовые формы Рассказ с демонстрацией моделей. Превращение квадратика: складывание квадрата пополам, по диагонали, центр квадрата. 5. Бумагопластика (12 ч) Бумагопластика. Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика. Знакомство с видами моделирования. 6. Конструирование из геометрических фигур (12 ч) Закрепление названия о геометрических фигурах, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру. Самостоятельное конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. 7. Элементы художественного конструирования (12 часов) Элементарные понятия о художественном оформлении поделок. Форма, цвет, пропорциональность - характерные показатели художественного и технического конструирования. Изготовление и оформление простых моделей с учётом элементарных понятий о художественном оформлении. 8. Техническое моделирование (18 ч) Бумажные и картонные модели. Способы соединения деталей технических поделок. Развивать интерес к техническому моделированию. Техническое моделирование макетов технология сгибания бумаги технология складывания бумаги выполнение моделей наземного транспорта Модель танка Модель грузовика Модель машины «Скорая» Модель машины «Пожарная» Модель машины «Полиция» 9. Папье-маше (6 ч) Знакомство с техникой папье-маше. декорирование и оформление работы. Конфетница Способы лепки, сушки, окраска, Маширование конфетницы Изготовление конфетницы 10. Пластилинография (12ч) ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Приёмы пластилинографии. Картина шариками из пластилина Картина жгутиками из пластилина Лепка военных машин Лепка военных самолётов Объёмное изображение лепной картины Модульная пластилинография Пластилиновая мозаика 11. Итоговые занятия (3 ч) Резервные часы . Подведение итогов работы Проведение выставки творческих работ Итоговое занятие. Беседа Программа рассчитана на внесение изменений, уточнений, дополнений. Она включает в себя резервные часы - это организационные мероприятия, выставочная деятельность, конкурсы и т.д., в т.ч. карантин. Литература для педагогов дополнительного образования: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, - 2004.- 208: ил. Богатова И. Оригами. Цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011 – 176: ил. Гаврилова А. Фигурное вырезание из бумаги. – Ростов – на – Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2012. – 192: ил. Дадашова З. Волшебная бумага . – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2013. – 95: ил. Долженко Г.И. Поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, - 2011. – 32: ил. Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. - М: ЭКСМО, - 2013. – 66: ил. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru; http://podelki-bumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyanysorokinoj и др. Интернет ресурс - https://www.maam.ru/ (Международный образовательный портал); Интернет ресурс - https://www.paper-life.ru/ . Интернет ресурс - https://planetaorigami.ru/bazovye-formy-origami/. Лыкова И.А. Неужели из бумаги: азбука аппликации. – ООО «Карапуз – Дидактика», - 2007. – 45: ил. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. подготовительная группа-издательский дом «Цветной мир» -2020 Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – АСТ – Пресс, - 2011. – 104: ил. Литература для обучающихся и родителей: Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983. – 85 с. Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с. Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.: Академия развития, 2011. – 128 с. Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.: Эксмо, 2009. Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. – 192 с. Лыкова И. А. Аппликация из бумаги. – М.: ООО Карапуз Дидактик, 2007. – 20 с. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – М.: Детство-Пресс, 2009. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.: БАО-Пресс, 2006. – 50 с. Шилкова Е. Аппликация. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 264 с. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – Смоленск: Русич, 2002. – 656